Одним из видов развлечения является проведение различных концертных мероприятий.
Концертные мероприятия бывают различными, например концерты, проводимые в помещениях
(например, ночные клубы), и концерты, проводимые на открытой территории (openair); концерты
отечественных и иностранных исполнителей; концерты, проводимые как самостоятельное
мероприятие, и концерты, являющиеся частью какого-либо мероприятия (концертное выступление в
перерыве спортивного соревнования по рукопашному бою); транслирующиеся концертные выступления и концерты без трансляции, сольные концерты и концертные фестивали, а также иные виды.
Концертная деятельность регулируется как отечественным, так и международным законодательством.
Рассматривая вопрос о правовом регулировании концертной деятельности международным
законодательством, можно выделить следующие источники международного права.
Всеобщая декларация прав человека. В соответствии со статьей 27 каждый человек имеет право
свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном
прогрессе и пользоваться его благами, иметь право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является [1]. Статья 22 данной декларации закрепляет то, что каждый человек имеет право на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.
Всемирная конвенция об авторском праве имеет своей целью защиту интеллектуальных прав на
международном уровне [2].
Наивысшим источником права в Российской Федерации является Конституция. Относительно
концертной деятельности, в ней закреплены следующие нормы: - пункт 1 ст. 34 закрепляет свободу
использования своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной
законом экономической деятельности [3]. Данная норма позволяет заниматься предпринимательской
деятельностью, к которой также можно отнести концертную деятельность;
- пункт 1, пункт 2 статьи 35 закрепляет законную охрану права частной собственности. Каждый
вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицам. Относительно концертной деятельности, данная норма позволяет одним субъектам гражданского оборота арендовать концертные площадки, брать в прокат музыкальное оборудование и инструменты, а другим, соответственно, сдавать в прокат и так далее.
- пункт 1, пункт 2 статьи 44 гарантирует каждому свободу литературного, художественного,
научного, технического и других видов творчества, преподавания. Также данная норма закрепляет
охрану интеллектуальной собственности законом. Помимо вышесказанного, данная норма закрепляет
право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным
ценностям. Данная норма, как можно заметить, имеет своей целью защиту результатов интеллектуальной деятельности исполнителей концертов, авторов произведений, а также иных прав субъектов авторского и смежных прав. Участие в культурной жизни общества позволяет каждому посещать концерты, а также заниматься концертной деятельностью.
- пункт «е» статьи 71 закрепляет установление основ федеральной политики и федеральные
программы в области в области культурного развития в ведении Российской Федерации.
- пункт «е» статьи 72 закрепляет в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов общие вопросы культуры.
Следующим источником, регулирующим концертную деятельность, является Федеральный
конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2 ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».
Главный интерес в данном ФКЗ вызывает статья 17, в которой закреплены полномочия
Правительства Российской Федерации в сфере науки, культуры и образования. Одним из таких
полномочий является обеспечение государственной поддержки культуры и сохранение как культурного наследия общегосударственного значения, так и культурного наследия народов Российской Федерации [4].
В сфере культуры основным источником права являются Основы законодательства Российской
Федерации о культуре. Данный закон регламентирует права и свободы человека, народов, иных
этнических обществ в области культуры, положения творческих работников, обязанности государства в
области культуры, экономическое регулировании этой области, а также ряд других отношений в данной области [5].
Отдельное внимание следует уделить первой, второй, третьей, четвертой частям Гражданского
кодекса Российской Федерации, так как данные источники права содержат в себе нормы, опосредующие концертную деятельность. В процессе осуществления концертной деятельности ее участники состоят друг с другом в самых разных правоотношениях. Продюсеры и менеджеры могут представлять интересы исполнителей. Это могут быть отношения, связанные с прокатом инструментов и концертного оборудования, арендой сцены, возмездным оказанием охранных, рекламных, а также иных услуг. В некоторых случаях в данных отношениях возможно присутствие иностранного элемента. В качестве примера можно привести ситуации, когда российские организаторы договариваются с иностранными исполнителями о проведении концертов в России. Помимо этого, важным моментом является урегулирование вопросов, связанных с интеллектуальными правами между участниками данной деятельности. В качестве примера можно привести ситуацию, в которой исполнители должны дать разрешение на трансляцию своего исполнения.
Первая часть гражданского кодекса содержит в себе большое количество основополагающих норм
отечественного гражданского законодательства. В первой части ГК РФ урегулированы общие
положения, лица в гражданском праве, объекты гражданских прав, сделки, представительство, право
собственности и другие вещные права, общая часть обязательственного права, общие положения о
договоре, а также ряд иных норм [6].
Вторая часть Гражданского кодекса Российской Федерации регулирует отдельные виды обязательств,
нормы, регулирующие вопросы купли-продажи, аренды, проката, подряда, возмездного оказания услуг,
перевозки агентирования, обязательства вследствие причинения вреда, неосновательного обогащения и так далее [7].
Третья часть Гражданского Кодекса регулирует ряд вопросов наследственного права и
международного частного права. В данной части гражданского кодекса основной интерес вызывает
«раздел VI» нормы, регулирующие международные частные отношения [8].
Четвертая часть Гражданского Кодекса Российской Федерации регулирует отношения, связанные с
правами на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. В данной части
гражданского кодекса наибольший интерес для регулирования концертной деятельности представляют нормы, регулирующие авторские и смежные права [9].
Как было сказано ранее, концерт может проводиться как на платной основе, так и безвозмездной. В
случае проведения концерта на платной основе, потребитель концертных услуг обязан приобрести билет на концерт. Данные отношения в Российской Федерации урегулированы Законом о защите прав
потребителей. Данный закон предусматривает ряд положений, касающихся прав потребителя услуг,
защиты этих прав, а также ряд иных положений [14].
Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации в качестве одной из своих
функций устанавливает административную ответственность за совершение правонарушений. В сфере
концертной деятельности, её субъекты могут быть подвергнуты наказанию за различные нарушения.
Например, ведение концертной деятельности лицом, которое не зарегистрировано в качестве
индивидуального предпринимателя, несоблюдения санитарно-эпидемиологических требований к
эксплуатации помещений, несоблюдения различных строительных норм и правил, а также нарушение
иных правил безопасности, нарушение авторских прав, курение в неположенных местах, а также иные
правонарушения [10].
Поскольку концертную услугу можно прорекламировать, то можно сделать вывод о том, что Закон о
рекламе также может входить в систему источников правового регулирования концертной деятельности.
Статья 3 напрямую относит концерт к объектам рекламирования [11].
В качестве источников информации, откуда потенциальные зрители узнают о предстоящем концерте
можно назвать телевидение, печатные издания интернет, а также иные источники информации. Также,
многие концерты транслируются путем телевизионного вещания и радиовещания, а с недавних пор и
путем трансляции через интернет. Данные вопросы урегулированы нормами Закона о средствах массовой информации [12].
Достаточно важным источником является Федеральный закон «О противодействии экстремистской
деятельности». В пункте 3 статьи 1 данного закона закреплено понятие «экстремистские материалы».
Статья 13 данного закона устанавливает ряд запретов на различные действия, связанные с
экстремистскими материалами.
В качестве примера можно привести следующий случай. Суд Cоветского района Орла оштрафовал
лидера рок-группы «Коррозия металла» Сергея Паука Троицкого за исполнение песни экстремистского
содержания. Размер штрафа составил 150 тысяч рублей [13].
Следует обратить внимание на такой источник права как распоряжение правительства Российской
Федерации от 24.11.2015 № 2395-р. Данным распоряжением утверждается концепция развития
концертной деятельности в области академической музыки в Российской Федерации на период до 2025
года. Концепция содержит в себя ряд важных для концертной деятельности понятий (концерт,
концертная организация, концертная программа и так далее), а также иные значимые в рамках данной
работы положения [15].
Важными источниками в сфере концертной деятельности являются различные положения об
организации и проведении культурно-зрелищных и иных мероприятий. Данные Положения
утверждаются постановлениями местной администрации, думой или иным органом. В качестве примера можно привести Решение думы Великого Новгорода от 1 сентября 2009 г. № 481 «Об утверждении Положения о порядке организации гастрольно-концертной деятельности и иных зрелищных мероприятий на территории Великого Новгорода» [17]. Данное решение устанавливает правила подачи заявления на проведение мероприятия, порядок ее рассмотрения, обязанности организаторов мероприятий, права участников мероприятий, ответственность за нарушения указанных правил, запреты для участников, а также иные положения.
Согласно Положению об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно- кассовой техники, концертные организации при осуществлении наличных расчетов с населением вправе использовать бланки строгой отчетности как документы, подтверждающие прием денежных средств от физических лиц [19].
Данные источники являются наиболее основными для регулирования концертной деятельности.
Помимо этих источников права существует также ряд других источников, например различные ГОСТы и СНиПы, устанавливающие требования к помещениям, в которых могут проводиться концерты и так
далее. Как можно заметить, не существует никакого закона или подзаконного акта, являющегося
основным источником регулирования концертной деятельности и правил оказания концертных услуг.
Концертное законодательство в Российской Федерации является комплексным, так как нормы,
регулирующие отношения, связанные с концертной деятельностью, находятся в разных источниках
права. В целях защиты прав и интересов потребителей имеет смысл создание источника права,
регулирующего правила оказания концертных услуг населению. Это объясняется тем, что в настоящее
время многие зрители концертов не имеют представления о своих правах во время потребления
концертных услуг, чем активно пользуются администрации различных клубов и концертных площадок,
запрещая зрителям вещи, которые по своей сути запрещаться не должны. Например, существует
Постановление Правительства РФ от 17.11.1994 N 1264 (ред. от 10.03.2009) «Об утверждении Правил по
киновидеообслуживанию населения», которые устанавливают права и обязанности зрителей,
устанавливают права и обязанности киновидеозрелищных предприятий, определяют порядок заключения договоров на киновидеообслуживание населения и так далее [19].
Если у профессионального юриста проблемы в поиске источника права, как правило, не возникает, то про обычного потребителя, который в большинстве случаев не является по профессии юристом, это может вызвать трудности. Обычный потребитель, зачастую, не имеет представления о том, что ему делать в случае нарушения его прав, возникших в рамках отношений по поводу оказания ему концертных услуг. Подобный источник в виде правил оказания концертных услуг, в котором будут содержаться нормы, устанавливающие правила по оказанию концертных услуг может упростить потребителям процесс решения их проблем в данной сфере.
Список документов
1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) //
Российская газета. № 67, 1995.
2. Всемирная конвенция об авторском праве (Заключена в г. Женеве 06.09.1952) // Собрание
Постановлений Правительства СССР, 1973 г. № 24. Ст. 139.
3. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // СЗ
РФ, 2014. № 51. Ст. 4398.
4. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) «О Правительстве
Российской Федерации» // СЗ РФ, 1997. № 51. Ст. 5712.
5. Основы законодательства Российской Федерации о культуре (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1) (ред.
от 28.11.2015) // Российская газета. № 248, 1992.
6. Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 28.03.2017). Гражданский кодекс
Российской Федерации (часть первая) // СЗ РФ, 1994. № 32. Ст. 3301.
7. Федеральный закон от 22 декабря 1995 г. № 14-ФЗ (ред. от 28.03.2017). Гражданский кодекс
Российской Федерации (часть вторая) // СЗ РФ, 1996. № 5. Ст. 410.
8. Федеральный закон от 26.11.2001 № 146-ФЗ (ред. от 28.03.2017). Гражданский кодекс Российской
Федерации (часть третья) // СЗ РФ, 2001. № 49. Ст. 4552.
9. Федеральный закон от 24 ноября 2006г. №230-ФЗ (в ред. от 03.07.2016 г.)Гражданский кодекс
Российской Федерации (часть четвёртая) // СЗ РФ, 2006. № 52. Ст. 5496.
10. Федеральный закон от 30 декабря 2001г. № 195-ФЗ (ред. от 03.04.2017) Кодекс об административных
правонарушениях Российской Федерации // СЗ РФ, 2002. № 1. Ст. 1.
11. Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ (ред. от 28.03.2017) «О рекламе» // СЗ РФ, 2006. № 12. Ст.
1232.
12. Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 03.07.2016) «О средствах массовой информации» //
Российская газета. № 32, 1992.
13. Суд оштрафовал лидера «Коррозии металла» за исполнение экстремистской песни // Lenta.ru, 2015.
[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://lenta.ru/news/2015/09/29/orel/ (дата обращения:
10.03.2017).
14. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 03.07.2016) «О защите прав потребителей» // СЗ РФ, 1996.
№ 3. Ст. 140.
15.Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2015 г. № 2395-р «Об утверждении
Концепции развития концертной деятельности в области академической музыки в Российской
Федерации»….
16. Постановление Правительства РФ от 3 марта 2012 г. N 186 «О федеральной целевой программе
«Культура России» (2012 - 2018 годы) // СЗ РФ, 2012. № 13. Ст. 1516.
17.Решение от 01.09.2009 № 481 «Об утверждении Положения о порядке организации гастрольноконцертной деятельности и иных зрелищных мероприятий на территории Великого Новгорода».
[Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=129013047&backlink=1&&nd=129018675/ (дата
обращения: 10.03.2017).
18. Постановление Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 (ред. от 15.04.2014) «О порядке
осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без
применения контрольно-кассовой техники» // СЗ РФ, 2008. № 19. Ст. 2191.
19. Постановление Правительства РФ от 17 ноября 1994 г. N 1264 «Об утверждении Правил по
киновидеообслуживанию населения» //СЗРФ, 1994. № 31. Ст. 3282.